site map - карта сайта 

Александр Шкляев

Абитуриенту

Творческий конкурс

Творческий конкурс на факультете журналистики предполагает отбор абитуриентов, проявляющих талант и склонности к журналистскому труду. Эти склонности могут быть определены на основе того, о чем и как начинающий журналист пишет. Те, кто действительно тянется к этой профессии, обычно начинают довольно рано писать, обращаться в газету, публиковать свои заметки. Поэтому на всех факультетах журналистики от абитуриентов при поступлении в обязательной или желательной форме требуют своеобразного творческого стажа: будь это участие в школьной стенгазете, публикации в многотиражках, районных, городских газетах или каких-то иных изданиях, или создание радио- или телепередач.
Условия творческого конкурса каждый год определяет Ученый Совет факультета: в Удмуртском университете в 1994-2007 гг. он состоял из оценки публикаций, творческого сочинения и собеседования.
Таланты бывают разного склада. Одни свободно чувствуют себя в общественно-политической проблематике, другие проникновенно пишут на лирические темы, третьи сильны в описании портрета, характеров людей, изложении людских судеб. Поэтому дается несколько (как правило, пять и более) тем, чтобы абитуриент мог проявить наиболее сильные стороны своего дарования. Однако типы тем сочинений могут быть изменены. В любом случае тема для творческого сочинения предполагает умение выразить свои жизненные впечатления, изложить раздумья о времени и о себе, поделиться с наблюдениями над жизненными реалиями. Здесь также ценится осмысление темы с современных позиций, привлечение актуального материала, острота взгляда, образный язык и т.д.
Иногда поступающие на факультет журналистики абитуриенты несколько пренебрежительно относятся к пунктуационной грамотности, ссылаясь на то, что сейчас эту грамотность проверяет компьютер, что в конце концов важно уметь писать, что в газете для проверки грамотности есть корректоры. В творческом сочинении комиссия прежде всего обращает внимание на его содержание, композицию, оригинальность решения темы, но все же безграмотность не допускается, и за стилистические, грамматические, орфографические ошибки оценка снижается.
В удмуртские группы факультета обычно приходят абитуриенты из сельской местности, и им близка тема, связанная с деревенской жизнью, с судьбами своего этноса, национального языка. Учитывая эти особенности, им предлагались такие темы как "Моя родная деревня", "Люди моей деревни", "Каких наших дел, каких наших слов ты ждешь, наш родимый край!?" и т. д. Следует заметить, что абитуриенты, поступающие на удмуртское отделение, творческое сочинение пишут на удмуртском языке.
При оценке сочинений предметная комиссия обращает внимание на
- умение находить общественно значимые факты и видеть актуальные проблемы и конфликты;
- способность компактно, ярко изложить свой замысел;
- способность последовательно, логически рассуждать на избранную тему и находить убедительные аргументы;
- способность наглядно, образно, эмоционально изображать события, людей, факты и ситуации.
На собеседовании, если оно предусмотрено условиями конкурса, причем с оценкой или без оценки, абитуриентам могут быть заданы вопросы, касающиеся места СМИ в современном обществе, профессии журналиста, наиболее известных теле-радиопрограмм, газет и известных журналистов.
Нет слов, оценка таланта и способностей - довольно субъективное дело. Как говорят, о вкусах не спорят. Но тем не менее есть какие-то выработанные на практике критерии. Для большей объективности в предметную комиссию по вступительным экзаменам включаются члены творческих союзов, опытные журналисты и писатели, люди, которые непосредственно работают в системе СМИ.
Члены Союза журналистов России освобождаются от прохождения творческого конкурса.
Для медалистов профилирующим экзаменом считается творческий конкурс.

 


Александр Шкляев. Удмуртская литература и журналистика.
Контакты: skl-44@yandex.ru