новости 1 2 3 4 5 6 7 8
пишите письма
о газете
ссылки

 
Надежда Гладыш: «Всегда можно занять достойную позицию»

В каждой профессии есть начинающие, молодые, нуждающиеся в совете, передаче опыта и мастерства от более старших и знающих свое дело людей. Узнать о секретах мастерства профессии журналиста решила Пиликина Ксения у Н.П.Гладыш.

- Надежда Петровна, как лично для вас журналистика - это призвание или профессия?
- В любом творческом ремесле есть и то и другое. Если в человеке нет каких-нибудь определенных задатков, определенного угла зрения, особого темперамента, есть какие-то чисто технологические вещи, которые, разумеется, относятся только к профессии, к примеру, правила работы на пресс-конференции, правила телефонного разговора, умение выйти на контакт с человеком и расположить его к себе, разговорить,- все это относится к технологии. Но, с другой стороны, если мне вообще не любопытны люди, если я не интересуюсь миром, если мне все это безразлично, то и начинать просто не стоит. Я знаю таких людей, которые занимаются журналистикой через силу, и о каком призвании тут можно говорить.

- А какое образование вы получили?
- В 1972 году я закончила исторический факультет Башкирского госуниверситета. Моя специальность называется - преподаватель обществоведения. В 1985 году закончила киноведческий факультет ВГИКа по специальности киновед-кинокритик. Тогда уже много приходилось писать рецензии, очерки. Во время учебы я уже работала в конторе кинопроката редактором рекламы, а это - связь с газетами, выступления на телевидении.

- А как вы пришли в профессиональную журналистику?
- Я очень много занималась киноклубами. Тогда они были широко распространены, это было массовым увлечением, и этот опыт мне пригодился в дальнейшем. В 1985 году, когда я приехала в Норильск, работала внештатным автором в газете «Заполярная правда», писала рецензии на фильмы. В 1991 году, можно сказать, начала свою журналистскую карьеру. Вернувшись из Норильска в Ижевск в 1993 году, начала работать в газете «АиФ Удмуртии».

-Чем отличается сегодняшняя журналистика от журналистики прошлых лет?
-Тогда было ощущение, что свобода слова наступила, и от нас, таких талантливых, замечательных, смелых журналистов что-то зависит. Сейчас гораздо больше цинизма в этой профессии, особенно это заметно во время предвыборных компаний. Прежде всего это - грязные технологии, использование СМИ для слива компромата. Показательный пример - Сергей Доренко. Впервые услышала на фестивале прессы, что нынешняя российская пресса есть порождение коррупции. Это - парадоксальное высказывание, но это отчасти верно. Чтобы содержать газету, приходится продаваться и покупать. Продают, покупают, перекупают. Журналисты тоже люди, и они хотят заработать не только на проездной билет, но и на машину, и на квартиру. В начале моей журналистской работы была эйфория, вера в то, что газета правдива и честна, что она повлияет на реальность, на общество, а сейчас, я убеждена: какая у нас жизнь, такая у нас и пресса. Жизнь грязная и - пресса грязная. Я считаю, чем больше узнаешь, тем меньше иллюзий, но, впрочем, всегда можно занять достойную позицию.

-Что бы вы посоветовали начинающим журналистам?
-Писать как можно больше, совать свой нос во все, ведь кроме практики и опыта ничто не
поможет. Надо ошибаться, ушибаться, надо писать, причем начинать надо с каких-то информашек, с маленьких репортажей, писать надо как можно проще, не думая о том, какой ты замечательный журналист. Сначала нужно просто набить руку, заставить себя писать по любому поводу. Я считаю, чтобы в ваших работах было поменьше амбиций, своего я, а побольше предмета, явлений, лица, о котором ты пишешь.

- Скажите, почему вы не занимаетесь той профессией, на которую учились?
- Я два года после окончания университета проработала в сельской школе. От школы остались очень тяжелые впечатления. Надо было «держать дисциплину», приходилось и орать, а для меня это очень тяжело. После возвращения из Норильска в Ижевск, я еще раз вернулась в школу, но уже преподавала мировую художественную культуру. Было все равно тяжело: каждодневные подготовки, предмет очень говорильный, было просто физически тяжело. А в кино произошел непонятный срыв. Киноклубы - это особое течение общественной мысли. Все были интеллектуалами, диссидентами, это же всё родилось в 60-70-е годы. Чем больше ставилось преград перед кинематографическим миром, чем больше запрещали, тем замечательнее были кинематограф и жизнь вокруг него. Сейчас все обломилось и свернулось, кино задвинуто в дальнюю нишу жизни, оно невостребовано. Есть именно с этой стороны невостребованность моей киноведческой профессии.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят перед нынешней журналистикой?
- Есть проблема авторской журналистики и строкогонов. В среде профессиональной она время от времени возникает, т.е. прежние асы профессии, те, которые работали в 70-80-е годы в партийной печати, они всегда выше ценились. В начале 90-х в Удмуртии было две газеты: «Удмуртская правда» и «Известия», сейчас появилось множество телекомпаний, коммерческих изданий, разных газет и газетенок, чего только нет, и, как следствие этого, в профессию
пришло много непрофессионалов, людей, которых и сориентировать-то некому, потому что редакторы, выпускающие газету, тоже пришли из других сфер. Они и сами не знают, что надо делать. И поэтому их непрофессионализм порождает неадекватность молодых, происходит сбой в профессии. Мы это ощущаем изнутри. Только сильный человек все может выдержать в этих условиях и расти профессионально.

- Ваш профессиональный стаж в работе журналиста?
- С 1991 года, с годичным перерывом, значит, около восьми лет. Но если бы была возможность не писать, я бы выбрала эту возможность. Завершая беседу, хочу сказать всем начинающим журналистам: если вы выбрали эту профессию, то должны знать: журналист не должен придумывать, это все должно быть где-то накопано, нарыто, надо все где-то узнать, услышать, достать, и рассказать об этом. Журналистика - это профессия интерпретации, пересказа, но это также искусство, ведь надо уметь и знать, как рассказать, кому рассказать, и необходимо быть редактором своей мысли, чтобы не запутаться в самом себе.

В номере:
Надежда Гладыш: «Всегда можно занять достойную позицию»
С днем печати, господа студенты-журналисты!
За живой и мертвой водой
Долой прессу! (Письмо Президенту)
«И сердца моего услышишь звон...»

"Журналист", "Студио", "Комсомолец Удмуртии"
© Дизайн и подержка: А.Шкляев, А.Смирнов
© Кафедра журналистики УдГУ

Русский журнал