новости 1 2 3 4 5 6 7 8
пишите письма
о газете
ссылки

  проба пера
А годы щкольные, как первая любовь

Школа... Она, как летучий корабль, носит нас по безоблачному небу нашей юности. Некоторым полет этот не по душе, но и они в конце пути сознают, что что-то светлое и доброе ушло безвозвратно. Сколько бы нам потом ни набегало десятков, мы каждый раз возвращаемся туда за воспоминаниями как за очередной порцией бодрости и энергии. Чем-то чистым и ясным школа была, есть и будет в сердце любого человека . «Школа для меня - это самое светлое, что было в моей жизни, - рассказывает Агния Ермиловна Поломаная, выпускница 1937 года. - Мне все нравилось. Помню, когда мы начали учиться, формы еще не было, но мы все старались одеваться одинаково - белая кофточка и юбка. Когда училась уже в старших классах, видела, как малыши дорожили октябрятской звездочкой. Тогда купить звездочку было негде, поэтому вырезали ее из материала и пришивали. Очень дорожили пионерским галстуком, комсомольским значком. Мне кажутся, что и двоечников было меньше, потому что их оставляли после уроков. К отстающим нередко ходили домой - проводили беседы. Были даже «открытые журналы»: каждый учитель прикреплялся к какой-либо деревне или организации. В конце каждой четверти он выписывал в журнал фамилии учеников и все их оценки и показывал не только родителям, но и их соседям или сослуживцам... Я даже помню один забавный случай,- продолжает Агния Ермиловна. - Когда учились в начальных классах, в перерывы мы прыгали «в классы». Однажды я подумала, что в сапогах прыгать будет тяжело, и сняла их. Как только прозвенел звонок на урок, все сразу же побежали в класс. Когда урок закончился и нужно было снова идти на перемену, я только тогда почувствовала, что я босиком: настолько я боялась опоздать на урок. Но все познается в сравнении. Оставаясь в сердцах людей островком знания и доброты, тем не менее школа 30-х далека от школы 60-х и тем более от школы 90-х годов. 60-е годы - это эпоха начала космической эры. эпоха большого оптимизма, когда люди реально мечтали о том, что «и на Марсе будут яблони цвести».
«В то время жили трудновато, одевались бедно, цветного было мало, в основном серо-черные тона,- вспоминает Станислав Ленкимович Княжин, выпускник 1966 года, сейчас автор 80 научных публикаций, недавно успешно защитивший в Москве диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. -Было не просто, но все верили в коммунизм. В школе писали сочинения на тему «Каким я представляю себе коммунизм». Было время повышенной идейности, мальчишки были увлеченные, восторженные. Отстающих детей было мало, может быть, двое на целый класс. А сейчас насколько я знаю, на каждый поток их набирается почти класс. Видимо, это влияние алкоголизма, нашего неправильного образа жизни. Многие, может быть, не привыкли думать, так как нет условий для занятий. Я не имею ввиду детей, но число отстающих школьников составляет примерно 15 - 20 процентов, и этот процесс пока ухудшается.
В старой школе очень сильно преподавали литературу, географию, музыку. В старших классах предмет «Основы производства», где девочки учились в струнном оркестре, а мальчики играли на духовых инструментах. Сейчас это, конечно, определенный пробел. Зато сегодня лучше знают английский язык. Я считаю,- продолжает Станислав Ленкимович,- что нашей школе не хватает обучения основам жизни, я бы так назвал этот предмет. То есть: как вести приусадебное хозяйство, как срубить и поставить дом и сделать так, чтобы все было красиво, чтобы была какая-то немецкая упорядоченность. Я думаю, что молодого человека следует воспитывать так, чтобы он мечтал построить себе двухэтажный особняк, чтобы все было, как говорится, по-настоящему. К сожалению, такого направления у нас нет. Уже со школьной скамьи у молодого человека должна выработаться определенная цель. Человеческое лицо зарабатывается напряжением мысли, омолаживается любовью и украшается добротой. Когда посмотришь на детей в детском саду - 80 процентов из них красивые, по окончании школы красивых остается около 50 процентов, к 50-ти годам их число сокращается до 10 процентов. Выдающейся красоты, конечно, мало, но самые красивые люди и самые одухотворенные лица у тех, кто больше думает, творчески мыслит. И очень нужно, чтобы люди понимали это еще будучи школьниками, или их лицо останется каким-то пустоватым, или опухшим от пьянки, или одухотворенным. Сейчас я преподаю в своей родной школе. Коллектив очень доброжелательный и, главное, есть отдача со стороны учеников, есть ощущение полезности. Мне все-таки хочется быть для них представителем российской науки, помимо мышления привить школьникам проблемное отношение к жизни, виденья этих проблем, острых вопросов. В свое время для меня учителя были довольно авторитетные. Мне довелось видеть, если можно так выразиться, классиков районной педагогики: Анну Ивановну Черных, Михаила Федоровича Булатова. В наше время учителя активно участвовали в самодеятельности, в хоре, играли в пьесах. Вечера проводят и сейчас, но музыкальное воспитание ослабло...»
Каждый год приносит школе, что-то новое, каждый год школа что-то теряет. Но каждый ее ученик словно сын в судьбе школы, каждого школа помнит, и каждый вспоминает о ней. Она. как первая любовь, не забывается никогда.
Д. БЕРЕЗИНА, «Октябрь» (с.Селты), 1 ноября 1997 г.


Медпункт - медклуб
Наш Гуманитарный Лицей № 44 богат добрыми людьми, которые и делают его по-настоящему гуманитарным. Один из них - наш врач Ольга Александровна. Помимо того, что она всегда в отличном настроении и внимательно относится ко всем лицеистам, она помнит количество гемоглобина в крови и артериальное давление чуть ли не каждого лицеиста. Несмотря на свою молодость, она нам как вторая мама. Не проходит и дня, чтобы наш брат лицеист не посетил медкабинет, или, как мы его любовно нарекли, «медклуб». Разумеется сюда заходят не только для получения услуг врача. Мы все знаем, что какая бы проблема нас ни тяготила - в плане учебы или личной жизни - в медкабинете нас всегда утешат и дадут дельный совет. Ну и, наконец, просто собраться на переменке и дружно обсудить свежую лицейскую сплетню, чего греха таить, тоже приятно. Быть членом «медклуба» у нас считается даже более почетным, чем быть вундеркиндом и «колупателем науки». Для того, чтобы быть вхожим в наше общество, нужно раз и навсегда исключить из своей жизни алкоголь, табак, не говоря уже о наркотиках, никогда не причинять умышленно другим ни физических, ни душевных травм, вести правильный образ жизни. И главное - быть оптимистом!
Женя Попова

В номере:
Летняя практика. Подборка материалов Антона Игнатьева
Проба пера
Письмо в редакцию

"Журналист", "Студио", "Комсомолец Удмуртии"
© Дизайн и подержка: А.Шкляев, А.Смирнов
© Кафедра журналистики УдГУ

Русский журнал