site map - карта сайта 

Александр Шкляев

Студенту \ Материалы к практике - Рабочая программа

2. Принципы построения программы практики по журналистике

Практика входит в программу специальных дисциплин.
Курс готовит студентов к приобретению практических навыков для работы в редакциях газет путем самостоятельного решения ими профессиональных задач.
Основная цель курса для студента:
Цель учебно-ознакомительной практики, которая проводится после первого курса:
- знакомство с организацией работы редакции, технологическим процессом выпуска газеты, формой проведения редакционных планерок и летучек; введение студентов в творческую среду; выполнение отдельных заданий для многотиражек и районных газет; приобщение к творчеству; знакомство с особенностями труда журналистов; подготовка студентов к производственной практике.
Цель производственной практики после 2 курса - овладение информационными жанрами, то есть умение отражать отдельные факты, события действительности в пределах узких временных границ, очерченных спецификой жанра.
Цель производственной практики после 3 курса - умение анализировать, "разрабатывать" тот или иной предмет действительности, видеть в его развитии положительные и отрицательные тенденции - а значит, уметь включить свои творческие возможности в постановку проблемы.
Цель производственной практики после 4 курса - закрепление навыков работы в жанрах аналитической журналистики и освоение художественно-публицистических жанров: зарисовки, очерка, фельетона, памфлета, творческого портрета и т. д.
Цель преддипломной практики на 5 курсе - решение определенных исследо-вательских и практических задач, как правило, в тех географических точках, куда распределяется будущий журналист; подготовка материалов по теме дипломного сочинения, которое предстоит студенту защищать.
Ядро курса представляет собой ознакомление с организацией работы редакции, практическое освоение информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров
Для успешного изучения курса студенту необходимо
ознакомиться с подшивкой газеты, в редакции которой студент собирается пройти практику;
знать специфику этого издания;
уметь ориентироваться в тех вопросах, которые разрабатывает издание или его отдел;
владеть теоретическими знаниями о жанрах соответственно своему курсу; творческими навыками на уровне своего курса.

Программа практики построена на принципе претворения в результат тех теоретических знаний, которые студент получает на лекционных и семи-нарских занятиях по теории и методике журналистского творчества; на принципе преемственности в содержании практик, непрерывности и последо-вательности, при которой выходная информация (ответ на задачи, постав-ленные предыдущей практикой) служит частью и условием для решения последующих задач: индивидуальный подход к практике студента исключает дублирование задач, уже решенных студентом на прошлой практике. Выпол-нение программы предполагает максимальное приближение к содержанию учебного процесса, уровню знаний студента, учет его психологических, воле-вых, интеллектуальных качеств; постановка задач перед студентом предпо-лагает, что они интересны для редакции, выполнимы и посильны для студента.
В программе практики выделено несколько блоков: ознакомление с техноло-гией производства газеты; освоение информационных, аналитических и худо-жественно-публицистических жанров.
Курс по практике имеет еще как бы свою методическую часть в виде составления планов и отчетов по практике.
Составление плана практики
- предварительный выбор места практики;
- выбор отдела, темы, жанров;
- график заочного или очного знакомства с местом прохождения практики;
(План представляется за два месяца до выезда на место).
Представление отчета.
Форма представления. Печатные материалы должны быть представлены в альбомах, а радио-телепередачи в кассетах и распечатках.
Сроки представления. Студенты 3-4 курсов в начале учебного года, а именно к 10 сентября, до начисления стипендии, должны представить отчеты с прак-тики, а студенты У курса - к 1 ноября.
Содержание отчета. Отчет включает отзыв редакции СМИ, в которой студент прошел практику, личный отчет практиканта и дневник практики, опубли-кованные материалы и радио-телепередачи.
В письменном отчете студент докладывает:
- о месте издания, в котором работал, уровне (центральное, краевое, областное...), типе (партийное, молодежное, вечернее и т.д.), периодичности, формате, количестве полос;
- о руководителе практики и аспектах совместной с ним работы (составление планов, совместные командировки, материалы...);
- о работе с письмами, авторским активом, участии в дискуссиях, "круглых сто-лах", конкурсах, смотрах, общественных приемных, организованных материа-лах;
- об участии во внутриредакционной работе (выступления на "летучках", пла-нерках, собраниях, участие в планировании, макетировании, дежурство в типо-графии, работа с гранками, материалами информационных агентств),
- о предварительных итогах практики, подведенных в редакции на уровне отдела, секретариата, редколлегии, всего коллектива редакции;
- об организованных и авторских материалах.
Обсуждение. Практика всех студентов должна быть обсуждена на практических занятиях по "Теории и методике журналистики". К занятию по разбору практики каждый "разбираемый" должен представить: опубликованные материалы, свои и организованные (в 3-х экз.), оригиналы публикаций, дающие возможность судить о степени обработки материала в редакции; дневник практики, индивидуальный план и отчет в письменном виде. С представленными документами все студенты группы обязаны познако-миться в процессе подготовки к занятию.
По результатам обсуждения материалов практики по группам проводится конференция целого курса с участием преподавателей кафедр и журналистов
Конкурс на лучший материал. На факультете ежегодно объявляется конкурс на лучший материал с практики по всем жанровым номинациям. В процессе определения лучших материалов жюри может установить дополнительные номинации, как-то, организация собственной газеты, лучший материал о факультете журналистики и т. д. Жюри конкурса рассматривает материалы, которые поступили в срок. Результаты практики оглашаются с соответственным поощрением на дне посвящения в студенты 1 курса и публикуются в учебной газете.
Технология обучения ориентирована на индивидуальную работу со студентом по отдельным жанрам и темам.
1 курс проходит учебно-ознакомительную практику. Студенты, распределившись по группам, под руководством преподавателя прикрепляются к той или иной редакции (районной или многотиражной) и, ознакомившись с организа-цией работы редакции и выпуска газеты, сами по договоренности с редактором, задумывают и выпускают номер газеты. Для этого руководитель заранее обговаривает сроки, тематику выпуска и т. д. После издания номера руководитель практики проводит со студентами-практикантами летучку и оценивает их работу в форме "зачета".
На 1 курсе, как правило, формируется коллектив, состоящий из людей разного уровня способностей (обладание преимущественным типом мышления из трех возможных: понятийным, когда мир воспринимается в идеях, логических построениях; образным, когда главным выступают пространственные схемы и образы: краски, цвета, запахи; и предметным, когда преобразование предмета, контакт с ним, совершенствование его становится формой восприятия мира). Каждый преподаватель знает: степень готовности к решению этой задачи у каждого студента разная, и он должен ее формулировать индивидуально. Первое задание примерно таково: от заметок о последнем звонке в школе или открытии детского лагеря (то есть круге тем, которые студенты могут компетентно решить на своем жизненном и социальном опыте) переходить к более глубокому освоению действительности, когда не просто сообщается о событии, а дается ему объективная, глубокая и критичная оценка. Этого студент может достигнуть, используя, например, в работе над заметкой те приемы и методы, которыми его вооружил учебный процесс. Увиденное в предмете качественно новое должно поддерживаться убедительной аргументацией. Если в информационных жанрах преобладают, в основном, оценки предмета, дающие знание о новом на "фоне" уже устоявшегося, знакомого, то в аналитических жанрах критический подход к объекту усложняет задачу познающего журналиста. Противоречие в объекте является основой возникновения в нем нового, но исследователю, в том числе журналисту, оно показывается сначала только своей внешней, явленческой стороной. Он изучает предмет сначала через внешние черты: количественные изменения, качественные характеристики, связи, взаимодействия, - то, что выявляет сущность и развитие предмета. Сущность аналитических жанров состоит в том, что в предмете отражается противоречивая его природа, показываются те составляющие его положительные и негативные тенденции, которые имеют социально значимое развитие. Задача автора - не только выявить и отразить предмет во всей его противоречивости, но и активно поддержать новое, дать ему оценку.
Оценка знаний и умений студентов проводится на основе анализа материалов, представленных студентом. Анализ проводится на семинарских занятиях по теории и методике журналистского творчества. К разбору и обсуждению практики привлекаются все студенты. Желательно приглашение опытных журналистов, особенно если сам преподаватель не имеет достаточной журналистской практики. Преподаватель и студенты должны в процессе разбора практики фиксировать уровень выполнения задачи с точки зрения решения темы, ее глубины, разработки, трактовки фактов, а также содержания и структуры работы - то есть исчерпанности тем, наполненности журналистс-кого произведения. Все эти данные имеют немаловажное значение для преподавателя группы. Они, в общем, характеризуют ту обстановку, в которой складывалась творческая и нетворческая деятельность студента, объясняют те или иные ограничения в практике студента. Преподаватель и группа совместно делают вывод об адекватности поведения студента в период производственной практики. Студент должен продемонстрировать наличие четких представлений о целях и задачах практики и о тех процессах и явлениях, которые он описывает в своих произведениях.
Сравнительный анализ и оценка практики должны идти с учетом следующих уровней:
- организационный (наличие всей документации по практике; участие в организационной работе редакции);
- творческий: соответствие содержания практики рабочей программе; ори-гинальность решения; яркость изложения;
- идейный (соответствие содержания общим гуманистическим и демократи-ческим принципам);
- личностный: адекватное поведение студента в период производственной практики.

 


Александр Шкляев. Удмуртская литература и журналистика.
Контакты: skl-44@yandex.ru